Семья оказывает значительное влияние на человеческое развитие. Манера поведения, стиль воспитания и особое отношение родителей могут положительно или отрицательно повлиять на формирование личности ребенка, его когнитивное, социальное и эмоциональное развитие.
В психологической литературе существует множество различных теоретических подходов и типологий относительно родительского отношения.
Для позитивного родительского отношения характерны:
- ПРИНЯТИЕ — то есть принятие ребенка таким, какой он есть (его возможности и ограничения, физические характеристики). Общение с ребенком — удовольствие для родителей. Родители хвалят / подкрепляют и информируют ребенка о пересечении границ или предосудительном поведении. Ребенок чувствует себя в безопасности.
- СОТРУДНИЧЕСТВО — то есть интерес и участие родителей в работе / игре ребенка. Участие ребенка в домашних делах (домашние дела / работа по дому) соответствует его способностям к развитию. Родители взаимодействуют с ребенком во время совместного выполнения различных действий, а также во время взаимного обмена комментариями, наблюдениями и мнениями.
- ПРЕДОСТАВЛЯЕМ РАЗУМНУЮ СВОБОДУ — по мере взросления ребенка родители стараются дать ему больше свободы в действиях и работе (при сохранении правильных полномочий). Родители характеризуются объективностью в оценке риска (насколько высока опасность того или иного поведения, как данный фактор может повлиять на поведение моего ребенка, отпущу ли я руку ребенка на ремне или ему будет больно).
- ПРИЗНАНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА — на равных. Родители приспосабливаются к той стадии развития, на которой находится ребенок — они дают ему свободу и ответственность за свои действия. Вместо принуждения и принуждения они используют подробные объяснения и перевод. Ожидания родителей зависят от способностей ребенка.
Отрицательное отношение включает:
- Родительское избегание
Избегающее отношение характеризуется плохим эмоциональным отношением или даже эмоциональным безразличием к ребенку. Быть с ребенком — не удовольствие, родители избегают проводить с ним время и проводить время вместе. Контакт с ребенком явно хорош — отношения основаны на якобы либерализме, чрезмерной свободе и замене контакта подарками. В избегающей позиции мы видим, что родитель пытается ограничить контакт до минимума, может отклонить попытки ребенка установить контакт, игнорировать их. Родители с таким отношением могут проявлять беспечность и непоследовательность в выполнении требований и следовании им. Характерным для этого типа отношения может быть также недостаточная вовлеченность ребенка в домашние дела и дела родителей (в зависимости от возраста развития ребенка). - Отталкивающее отношение
Отвергающее отношение характеризуется чрезмерной эмоциональной дистанцией и родительским доминированием. Ребенка могут воспринимать как обузу, родители могут поискать место (детский сад / школа / другие учреждения), которое возьмет на себя их обязанности и избавит их от неудобств. Родители могут воспринимать воспитательную обязанность как нечто, превышающее их силы и возможности. Родители с таким отношением могут: не проявлять положительных чувств; демонстрировать негатив, открыто критиковать ребенка, не позволять ему говорить, не вдаваться в мотивы поведения ребенка или его потребности, направлять ребенка приказами. Вызывающее отношение также может характеризоваться: непризнанием в ребенке каких-либо положительных моментов, непереносимостью его недостатков / недостатков / неумения что-либо делать. - Чрезмерно покровительственное отношение
Излишне покровительственное отношение характеризуется некритичным подходом к ребенку. Могут быть такие формы поведения, как: отношение к ребенку как к младенцу, недооценка его потенциала, чрезмерная забота, решение проблем / трудностей для ребенка, снисходительность по отношению к нему, недопущение независимости, устранение всех рисков. Поведение матери и / или отца может вызывать привыкание и / или ограничивать свободу (даже если ребенок сможет выполнять определенную деятельность самостоятельно. Родители также могут ограничивать свободу выбора коллег, изолировать ребенка в социальном плане. чрезмерно защитное отношение может также характеризоваться чрезмерной поглощенностью) матерью и / или отцом здоровьем ребенка и чрезмерной защитой от «опасности» (например, от оживленной улицы — переноска 12-летнего ребенка на ремнях за руку; перед переездом — чтобы не потела). Родитель может чрезмерно защищать ребенка от обвинений или последствий (например, когда ребенок бьет коллегу — друг всегда виноват; когда он получает плохую оценку — виноват учитель). Родители также могут уступить своему ребенку; терпеть его нежелательное / трудное поведение; позволять ребенку нарушать правила дома. - Чрезмерно требовательное отношение
Для чрезмерно требовательного отношения характерно то, что родители предполагают, что ребенок будет соответствовать предъявляемым к нему требованиям и приспособится к правилам. Ребенок живет под давлением «идеального образца для подражания». Чрезмерно требовательное отношение также может быть связано с: навязыванием власти, наложением чрезмерных требований, ограничением свободы, управлением ребенком, использованием очень жестких правил; не позволять ребенку быть независимым и брать на себя ответственность за свои собственные решения. При таком подходе родители могут стремиться ускорить развитие ребенка (например, перейти на более высокий уровень образования в школе — без анализа эмоционального и социального развития ребенка); ориентированный на достижение; высокая критика ребенка (например, когда рисунок выходит за линию; он не точно бросает его в корзину).